Дата открытия: 15 ноября 1955 Тип: колонная, глубокого заложения Глубина заложения: м ~60 Архитекторы: А. М. Соколов, А. К. Андреев Инженеры-конструкторы: С. М. Эпштейн Выход к улицам: Московский и Загородный проспекты Переходы на станции: «Технологический институт-2» Работающие операторы сотовой связи: «МегаФон», «МТС», «БиЛайн», «Tele2» Код станции: ТН
Технологи́ческий институ́т - кросс-платформенный узел Петербургского метрополитена. Расположена на Кировско-Выборгской линии, между станциями «Балтийская» и «Пушкинская»; а также на Московско-Петроградской между станциями «Сенная Площадь» и «Фрунзенская».
Станция состоит из двух залов, первый из которых был открыт 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» - «Площадь Восстания». Название связано с тем, что наземный вестибюль находится в непосредственной близости от Технологического института. В этом же здании находится Управление Метрополитена.
Вестибюль
Вестибюль расположен на углу Московского и Загородного проспектов. Выполнен в виде полукруглого монументального трёхэтажного здания мягкого бежевого цвета с длинной колоннадой из высоких колонн с каннелюрами. Цоколь здания выполнен из необработанных гранитных блоков.
Здание было построено на месте снесённого для нужд будущего метрополитена дома Н. М. Рулёва.
На входе в вестибюль имеется круглый в плане зал с высоким куполом, покрытым анодированными металлическими пластинами. В одной из арок на стене планировалось сделать панно с изображением Сталина, стоящего на лестнице.
На карнизе купола в проекте имелась надпись
«Слава Сталину великому зодчему коммунизма корифею науки!»
Далее идёт развилка, ведущая в два разных кассовых зала, имеющих два разных наклонных хода — один ведёт в первый зал, другой во второй зал.
Пересадка на наземный транспорт
- Автобус: № 39-э (Ночной).
- Троллейбус: №№ 3, 8, 15, 17.
- Трамвай: №16.
Первый зал
Колонная станция глубокого заложения просуществовала несколько лет в качестве обычной единой станции с одной платформой. Но 29 апреля 1961 года был открыт второй зал части второй очереди Петербургского Метрополитена и пускового участка второй линии и порядок движения электричек был изменен. Так образовался первый в истории метрополитенов СССР кросс-платформенный узел.
В центре пространства между колоннами, в «круглом зале» стены были украшены медальонами «корифеев науки» — К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и И. В. Сталина. При постройке перехода которого были убраны барельефы Фридриха Энгельса и Иосифа Сталина, остались два других Карла Маркса и Владимира Ленина. В центре свода круглого зала — небольшой разноцветный витраж, имитирующий окно на поверхность. На колоннах подземного зала были помещены 24 барельефа выдающихся русских и советских ученых. На путевых стенах установлены декоративные решётки. Светильники вмонтированы в стеклянные узорчатые сосуды, вставленные в специальные желоба на своде. Имеются также подобные светильники в виде факелов, установленные на колоннах перронных залов.
В 2006 году произведена замена полов.
Барельефы русских и советских учёных в колонном зале
Архитекторы: А. М. Соколов, А. К. Андреев (наземный вестибюль и подземный зал). Основная тема оформления — достижения русской и советской науки. Основной материал отделки подземного зала — уральский мрамор. На колоннах — 24 барельефа с портретами видных отечественных учёных. «Ленинградская правда» от 11 ноября 1955 года писала:
|
Знание и прогресс символизируют факелы, установленные по своду. Сияние их прекрасно гармонирует с архитектурой. Оформление станции посвящено расцвету отечественной науки . |
Список персон, изображённых на барельефах станции
Глухой торец станции, остановка первого вагона |
Левая сторона (Московско-Петроградская линия) | Правая сторона (Кировско-Выборгская линия) |
- И. В. Мичурин (1855—1935) — биолог
- В. М. Бехтерев (1857—1927) — медик
- К. А. Тимирязев (1843—1920) — естествоиспытатель
- И. И. Мечников (1845—1916) — биолог
|
строка 1, ячейка 2 |
Переход на станцию Технологический институт-2 |
строка 2, ячейка 2 |
- А. С. Попов (1859—1905) — физик
- П. Н. Яблочков (1847—1894) — электротехник
- Н. Н. Миклухо-Маклай (1846—1888) — этнограф
- Н.И.Пирогов (1810—1881) — хирург
- Лобачевский
- И. Фёдоров (ок. 1510—1583) — книгопечатник
|
строка 2, ячейка 2 |
М. В. Ломоносов (1711—1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт. Н. М. Пржевальский (1839—1888) — российский путешественник и натуралист. С. В. Ковалевская (1850—1891) — русский математик и механик. К. Э. Циолковский (1857—1935) — русский учёный-теоретик и исследователь, основоположник современной космонавтики. Д. И. Менделеев (1834—1907) — выдающийся русский химик. (скульпторы Р. К. Таурит, А. Г. Овсянников, А. А. Айриев, всего 24 скульптора по числу медальонов).
При обустройстве переходов вместе с «корифеями» были сняты портреты: А. Е. Фаворского (1860—1945) — российский химик. А. Н. Крылова (1863—1945) — русский и советский кораблестроитель.
Пересадка и переход между стациями
11 апреля 1961 года был открыт второй зал станции метро «Технологический институт». В тот день поезда в направлении станции «Площадь Ленина» перестали прибывать в колонный зал станции, газета «Смена» писала:
|
Многочисленные указатели извещали о том, что для проезда в сторону Финляндского вокзала нужно перейти на соседнюю станцию второй очереди . |
|
Полмесяца станция работала в таком режиме, и 29 апреля 1961 года в оба зала станции стали прибывать поезда Московско-Петроградской линии.
Так образовался первый в истории метрополитенов СССР кросс-платформенный узел, правда полностью он вступил в работу лишь 1 ноября 1963 года.
Переход между станциями
- Между станциями проложен один неширокий переход. Это обусловлено тем, что основной поток пересаживающихся пассажиров пользуется кроссплатформенным решением. По этой же причине на переходе нет эскалаторов.
- В этом переходе находилась самая известная схема метрополитена. Схема была убрана на реконструкцию к 300-летию Петербурга. Реконструкция для нее закончилась фатально — на место она не вернулась.
Второй зал
Второй зал, в отличие от первого, оформлен в строгом функциональном стиле (он строился в годы хрущёвской программы тотальной экономии). Архитекторы А. И. Прибульский, А. Я. Мачерет, В. В. Ганкевич завершили почти белый зал оригинальным ходом: мраморные пилоны украшены хронологическими надписями об успехах, достигнутых советской наукой и техникой. Хроника ведётся с 1920 по 1979 года (при реконструкции в этом зале в последний раз укрепили металлические буквы).
Лестничный переход, «нависший» над путями колонного зала, выходит из торца среднего зала пилонной станции. Торцевая лестница расположена практически в центре пилонного зала, и для пересадки с платформы на платформу они были связаны двумя небольшими тоннелями под переходом, облицованными кафельной плиткой. Такие тоннели есть на многих станциях, но они обычно не предназначены для пассажиров.
Перроны станций оформлены просто: стены пилонов облицованы мрамором, а путевые стены — чёрной и белой кафельной плиткой с полоской серого гранита поверху. Это напоминает оформление путевых стен станции метро «Чернышевская».
Изначально второй зал не имел выхода на поверхность и был соединён с первым залом центральным переходом. Лишь 18 июля 1980 года году под руководством архитекторов А. С. Гецкина, А. В. Квятковского и И. Е. Сергеева был построен второй наклонный ход и вестибюль первого зала был содинён со вторым. С тех пор выходы из обоих залов станции расположены в северном торце, в каждом из них по 3 эскалатора.
Во втором зале в 2007 году произведена замена полов.
Особенности проекта и станции
- «Технологический институт» стал первой станцией метро, построенной на правительственной магистрали — на Московском проспекте (тогда — проспект имени Сталина)
- «Технологический институт» стал первой в СССР станцией с кросс-платформенным переходом и первой в Ленинградском метрополитене станцией пересадок.
- В 1976 году на станции «Технологический институт» смонтирована первая телевизионная установка для обзора эскалаторов и средних залов обеих платформ.
Путевое развитие
- Длина перегона «Технологический институт»←→"Пушкинская" около 780 метров. Это один из самых коротких перегонов в Петербургском метрополитене.
- На перегоне «Балтийская»→"Технологический институт" перед станцией «Технологический институт» влево отходит тоннель с разобранными путями. Он использовался в 1955—1961 годах, когда поезда Кировско-Выборгской линии прибывали только в колонный зал (теперь составы от «Балтийской» подходят к перрону пилонного зала). В обратном направлении существует служебная соединительная ветвь к Московско-Петроградской линии.
- На перегоне «Технологический институт»→"Пушкинская" вправо по ходу движения поезда к «Пушкинской» отходит служебная соединительная ветвь на Московско-Петроградскую линию. Через ~70 метров слева примыкает разобранный путь из колонного зала.
- На перегоне «Технологический институт»→"Сенная площадь" слева имеется ветка для соединения с Кировско-Выборгской линией. После неё находится разобранный оборотный тоннель, использовавшийся в 1961 — 1963 годах, когда станция была конечной первой очереди Московско-Петроградской линии. В обратном направлении существует законсервированная ветвь к Кировско-Выборгской линии.
Версия для печати
|