Дата открытия: 1 июня 1958
Проектное название: «Финляндский вокзал»
Тип: пилонная, с укороченным центральным залом
Глубина заложения: м ~ 71
Архитекторы: А. К. Андреев
Архитекторы вестибюлей: А. К. Андреев, Ю. Н. Козлов
Выход к улицам: Финляндский вокзал, Площадь Ленина, улица Комсомола, Боткинская улица
Работающие операторы сотовой связи: «МегаФон», «МТС», «БиЛайн», «Tele2»
Код станции: ЛН

«Пло́щадь Ле́нина» - станция Петербургского метрополитена. Расположена на Кировско-Выборгской линии, между станциями «Чернышевская» и «Выборгская».

Станция открыта 1 июня 1958 года в составе второй очереди метрополитена «Площадь Восстания» - «Площадь Ленина». Название связано с расположением первого наземного вестибюля.

В проекте станция носила название «Финляндский вокзал». Тема оформления станции - возвращение В. И. Ленина в июне 1917 года из Финляндии в Петроград.

 

Вестибюли

Наземный вестибюль станции выполнен по проекту архитектора А. К. Андреева и располагается у одноимённой площади. Наземный вестибюль встроен в здание Финляндского вокзала. Стену кассового зала украшает мозаичное панно, посвящённое выступлению Ленина перед рабочими и солдатами Петрограда 3 апреля 1917 года, работы художников А. А. Мыльникова и А. Л. Королёва.

В 2006 году оборудовано место для касс в вестибюле Финляндского вокзала. Вестибюль украшают оригинальные светильники. Их можно увидеть на стенах, обернувшись перед турникетами.

Потолок наклонного хода эскалаторного подъёма плоский, без каких-либо гофр.

В 1962 году по проекту того же архитектора при участии Ю. Н. Козлова и инженера Е. А. Эрганова выполнен второй выход на поверхность в сквере на Боткинской улице. Наклонный ход эскалаторного подъема плоский, с небольшими выступами на стыках тюбингов. Вестибюль круглый, пассажирам надо обойти шахту эскалатора для того, чтобы выйти или войти в метро с улицы. На сходе с эскалатора пассажиры видят перед собой стену с окнами из рифлёного стекла. Снаружи фасад вестибюля выделяется большими окнами-витринами, разделёнными пилонами.

После замены названия на вестибюль повесили буквы, по виду напоминающие пластмассовые. До 2004 года над входом и выходом уходили вверх два козырька, но из-за произошедшей в 1999 году трагедии на «Сенной площади» они были демонтированы.

Оба выхода снабжены тремя эскалаторами. На «Площади Ленина», как и на «Чернышевской» установлены одинаковые, самые высокие в мире эскалаторы (высота подъема 65,8 м, длина наклонной части 131,6 м, 755 ступеней, каждый поручень — петля длиной 290 м). Эскалаторы сохранили изначальный бордовый цвет и светильники наклонного хода.

 

Архитектура и оформление

«Площадь Ленина» — пилонная станция глубокого заложения (глубина ~ 71 м). Подземный зал выполнен по проекту архитектора А. К. Андреева.

Так же как и станция «Чернышевская», достраиваемая в период борьбы с архитектурными излишествами, создает ощущение монументальной безликости или недосказанности. Подземный зал «Площади Ленина» построен по проекту А. К. Андреева и имеет пилонный тип. Интересно его решение — здесь все три нефа зрительно одинаковы по ширине. Оформление станции выдержано в контрастных красно-белых тонах. На всей станции применено закарнизное освещение. Карнизы расположены на высоте около двух метров, практически на уровне взгляда пассажиров. В 2006 году освещение станции было заменено с ртутных ламп на натриевые. С одной стороны станция стала выглядеть светлее, а с другой полностью поменялась цветовая палитра. По состоянию на лето 2007 года освещение осталось разноцветным, так же как и на иллюстрации: проходы между пилонами освещаются белыми лампами, а станционные залы — жёлтыми.

 

Перронный зал

На путевых стенах перронного зала плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого; установлены декоративные решётки с надписью «1958» (по году открытия станции). Поверх плитки пущен деревянный карниз, покрашенный шаровой краской.
Стены оформлены мрамором, на них расположены горизонтальные светильники закарнизного освещения. На пилонах лампы расположены непосредственно за карнизами.
Пол перронов асфальтовый, с полосой из квадратиков плитки, частично закрашенной белой полосой. По краю укреплен гранитом.

Не очень длинный центральный зал находится между двумя арками гермоворот, за каждой из которых расположен эскалаторный зал. В освещении зала люстры применены только на пилонах. По всему остальному периметру зала лампы прячутся за карнизами. Пол центрального зала покрыт гранитом красного цвета с серым кантом и белой ниткой по краям.

 

Особенности проекта и станции

  • Построенная станция соединила все железнодорожные вокзалы одной линией метрополитена. Эта задача была поставлена ещё до войны и её выполнение заняло более 10 лет.
  • В советское время название станции было смешным — станция «Пл. Ленина» Ленинградского ордена Ленина метрополитена им. В.И.Ленина.

Перегоны и путевое развитие

  • За станцией расположен оборотный тупик, включающий в себя ПТО. Тупик используется для отстоя электропоездов. Особенно активно тупик использовался в связи с работами на размыве.
  • Перегон к станции «Чернышевская» явился первым, пройденным под рекой Невой. Ни один прибор не может дать стопроцентную гарантию, что на этом участке дна реки нет впадины. По этой причине в целях безопасности все подводные пути питерского метро проходятся кессонным способом.


Версия для печати