Дата открытия: 3 ноября 1967 Тип: станция закрытого типа Глубина заложения: м ~ 56 Архитекторы: С. Г. Майофис, Э. С. Белят, В. Э. Шевеленко Архитекторы вестибюлей: А. К. Андреев, Я. Е. Москаленко Инженеры-конструкторы: Ю. А. Скобенников Инженеры-конструкторы вестибюлей: С. П. Щукин Выход к улицам: Невский проспект, Садовая улица Переходы на станции: «Невский проспект» Работающие операторы сотовой связи: «МегаФон», «МТС», «БиЛайн», «Tele2» Код станции: ГД
«Гости́ный двор» - станция Петербургского метрополитена. Расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Василеостровская» и «Маяковская».
Станция открыта 3 ноября 1967 года в составе участка «Василеостровская» - «Площадь Александра Невского». Получила название из-за расположения наземного вестибюля во дворе одноимённого универмага.
Вестибюли
Наземный вестибюль станции выполнен по проекту архитекторов А. К. Андреева, Я. Е. Москаленко, инженера С. П. Щукина. Вестибюль встроен в здание универмага «Гостиный Двор» на углу Невского проспекта и Садовой улицы, из которого можно попасть в торговые залы Невской и Садовой линий. На высоту стен вестибюль облицован светлым мрамором «коелга», перекрыт складчатым потолком, скрывающим осветительные устройства. На расположенном над эскалаторным ходом витраже (художник А. Л. Королёв), отражена тема расстрела июльской демонстрации 1917 года на перекрестке Садовой улицы и Невского проспекта.
Имеется второй вестибюль, введённый в строй 30 апреля 1967 года, за полгода до открытия самой станции, в качестве второго выхода на станцию «Невский проспект». Встроен в здание расположенное на пересечении Невского проспекта и набережной канала Грибоедова. Чтобы его соорудить, потребовалось полностью разобрать, а затем восстановить здание Малого зала филармонии — бывший дом Энгельгардта. В этом вестибюле применены модные для своего времени решения: потолок отделан жёлтыми металлическими листами, над эскалаторным наклоном впервые в Ленинградском метрополитене были установлены зеркала.
Архитектура и оформление
Станция закрытого типа («горизонтальный лифт») глубокого заложения (глубина ~ 56 м), подземный зал сооружён по проекту архитекторов С. Г. Майофиса, Е. С. Белят, В. Э. Шевеленко, инженера Ю. А. Скоробенникова.
Стены перронного зала облицованы белым мрамором. На них укреплены указатели на белом (молочном) стекле.
Станционные двери гладкие, покрашены в чёрный цвет. По всей длине зала наверху стены установлены алюминиевые карнизы в которых размещено освещение. Пол выполнен из тёмно-серого камнегорского гранита. Навигация осуществляется с помощью информационных указателей, прикреплённых к своду станций.
Первая станция метро в Санкт-Петербурге, оборудованная четырьмя лентами эскалаторов в одном наклонном ходе. Собственный выход, содержащий 4 эскалатора, расположен в южном торце станции (в направлении на спуск у самой стены сохранились бордовые элементы отделки цветов 60-х годов); общий выход со станцией метро «Невский проспект», содержащий 3 эскалатора, расположен в противоположном торце.
Изменения в оформлении станции, произошедшие в конце XX — начале XXI века:
- На стенах станции были прикреплены рекламные световые короба, которрые во многом закрыли белый мрамор стен.
- На восточной торцевой стены станции установлено большое количество проводов, камер слежения и антенн сотовой связи (По сравнению с иллюстрацией было добавлено пара видеокамер и три антенны операторов сотовой связи). По внешнему виду можно предположить, что скоро будет проведен ремонт стены, аналогичный ремонту на станция метро Площади Мужества.
- Указатели на потолке станции (заменённые в связи с полной заменой всех устройств навигации линий к 300-летию Санкт-Петербурга) имеют несимметричные подвесы.
Пересадки
Станция является пересадочным узлом к поездам Московско-Петроградской линии. Соединена со станцией «Невский проспект» тоннельным переходом и малыми эскалаторами.
Интересные факты
- Является самой длинной станцией на 3-й линии.
- В 2007 году во всю стену подземного перехода к эскалаторному залу вестибюля на набережной Канала Грибоедова была размещена самая большая реклама в российском метрополитене за всю историю.
Реконструкция наклонного хода и вестибюля станции
Адресной инвестиционной программой бюджета Санкт-Петербурга на 2008—2010 годы не предусмотрено финансирование реконструкции объектов станции "Гостиный двор", так как частичная реконструкция станции уже проводилась (применялись новые материалы, которые хорошо себя зарекомендовали при отделке станции «Комендантский проспект»). Необходимости в повторном ремонте нет.
18 августа 2008 года станция была закрыта для входа и выхода в 8.00 мск. Причиной стала "неисправность сооружения", которая была обнаружена над наклонным входом (на своде над эскалатором). На станции "Гостиный двор" есть пересадка на станцию «Невский проспект», поэтому пассажиры могли выйти на поверхность или попасть на станцию "Гостиный двор", воспользовавшись этим переходом.
Станция не была открыта через 6 часов после закрытия, как сообщалось ранее. Из чего понятно, что "неисправность сооружения" не была устранена. Наклонному ходу необходим ремонт. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» было сообщено, что ремонт начнётся после открытия станции «Адмиралтейская». «Адмиралтейская» разгрузит станцию «Гостиный двор», поэтому можно будет полностью закрыть станцию «Гостиный двор» на капитальный ремонт. Открытие станции «Адмиралтейская» не запланировано до 2025 года, а ремонт наклонного хода станции "Гостиный двор" надо начинать немедленно.
Отремонтировать поломку, которая произошла на станции "Гостиный двор", как выяснилось на практике, не так-то просто. Дело в том, что под обшивку проникнуть достаточно сложно — расстояние между ней и самим сводом тоннеля около 30 сантиметров. Поэтому работают только 2 специалиста. Именно поэтому сначала было объявлено, что станция закрывается до 14:00, а потом время уточнили — работы будут продолжаться и ночью. Обшивка, которая сильно мешала ремонтникам, была заменена совсем недавно — весной этого года. По словам пресс-секретаря петербургского метрополитена Юлии Шавель, тогда никаких проблем не было. Скорее всего, причиной стремительного "устаревания" несущих конструкций в этом году стало дождливое лето и большое скопление грунтовых вод, из-за которых защитные устройства постоянно подвержены деформации.
Станция метро "Гостиный двор" была открыта утром, 19 августа 2008 года, и работала в обычном режиме.
Практически все самые первые станции метро «синей» и «красной» веток метрополитена требуют примерно такого же ремонта. Уже несколько лет идут разговоры о ремонте «Горьковской», которая находится в аварийном состоянии. Однако пока там сделан только один эскалатор - работы по капремонту постоянно переносились по различным причинам. Последняя, которую озвучил метрополитен — летний туристический сезон. Правительство города попросило до конца августа оставить открытой станцию, ближе всего расположенную к Петропавловской крепости. Следом за ней должна быть закрыта «Нарвская», чуть позже «Петроградская».
20 августа 2008 года был установлен особый режим работы станции "Гостиный двор". Станция работала ежедневно, но вестибюль закрывался уже в 20:00. Это вызвало трудности - пассажиропоток на этот станции огромный, пассажирам пришлось воспользоваться вестибюлем станции "Невский проспект", который и так загружен каждый день, чтобы попасть на станцию "Гостиный двор".
Руководство метрополитена решило, что необходимо срочно начать ремонтировать наклонный ход. 22 августа 2008 года в 20:00 вестибюль был закрыт полностью на неопределённый срок. В связи с этим пассажиропоток на станции "Невский проспект" стал ещё больше.
Открытие наклонного хода планируется в августе 2009 года.
Версия для печати
|