Дата открытия: 10 июля 1981
Тип: односводчатая, глубокого заложения
Глубина заложения: м ~62
Архитекторы: Вл. В. Попов, И. Н. Кусков, Л. М. Четыркин при участии И. Г. Лоханова и М. В. Меккель
Архитекторы вестибюлей: А. С. Гецкин, В. Н. Выдрин
Станцию возвело: СМУ-13 Ленметростроя
Выход к улицам: ж.д. ст. «Обухово», улица Грибакиных
Работающие операторы сотовой связи: «МегаФон», «МТС», «БиЛайн», «Tele2»
Код станции: ОБ

«Обу́хово» - станция Петербургского метрополитена. Расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Пролетарская» и «Рыбацкое».

Станция открыта 10 июля 1981 года в составе участка «Ломоносовская» - «Обухово».

Наименование получила из-за расположения недалеко от одноимённого исторического района города. Этот район располагается за линией Московской железной дороги - павильон метро обращён фасадом к тому месту, где некогда жили рабочие Обуховского завода. Сам завод располагается в районе станции метро «Пролетарская», это название было дано предприятию в 1869 году по имени основателя (инженера Обухова).

Пересадка на одноименную железнодорожную станцию. В будущем планируется пересадка на одноимённую станцию «надземного экспресса».

 

Вестибюли

Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. Н. Выдрина («Ленметрогипротранс») и располагается в конце улицы Грибакиных рядом с железнодорожной станцией «Обухово» в промзоне объединения «Звезда».
Представляет собой восьмигранный объём, в центре которого под куполом размещён эскалаторный зал, а по периметру — аванзал с двумя входами и одним выходом. Архитектурное решение фасадных плоскостей построено на сочетании глухих, облицованных шлифованных мрамором стен с витражами-вставками. Детали переплета выполнены из декоративного металла и анодированы в золотистый цвет. В отделке интерьеров использованы подобные же приёмы и материалы.

Архитектура и оформление

«Обухово» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина ~ 62 м). Единственная односводчатая станция на Невско-Василеостровской линии. Впервые на данном типе станций под одним сводом, кроме самой станции, были размещены силовая тяговая подстанция и камера натяжных устройств, которые раньше создавались отдельно. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. В. Попова, И. Н. Кускова, Л. М. Четыркина при участиии И. Г. Лоханова и М. В. Меккель (мастерская № 16 ЛенНИИпроекта).

Путевые стены облицованы белым мрамором с карнизом из декоративного профиля. Пол выложен тёмно-серыми гранитными плитами. По оси станционного зала установлены светильники-торшеры из чеканной меди и профильного металла. Также из темного металла выполнено название станции. К сожалению, после замены освещения оно стало абсолютно нечитаемым.

На станции оригинальное расположение скамеек: буквой «П», разрывом направленная в сторону глухой стены.

 

Идеи оформления станции

Художественное оформление станции посвещено теме революционных традиций Невской заставы. В 1901 году произошла забастовка рабочих завода, эту акцию неповиновения провели существовавшие здесь революционные кружки. Память об этом событии стала основной темой оформления подземного зала метро: торцевую стену украшает бронзовый горельеф «От марксистских кружков к революционному выступлению». Он отражает тему возникновения революционных кружков за Невской заставой, его автором является скульптор А. А. Федосов.

В центре барельефа помещён портрет В. И. Ленина, по низу расположена трёхфрагментная композиция. Она отображает политическое пробуждение, организационное единение и революционную борьбу пролетарских масс. Наклонный ход (выход со станции), содержащий 3 эскалатора, расположен в южном торце станции. Как и станционный зал, нижний эскалаторный зал облицован мрамором. Для освещения применены настенные светильники и закарнизное освещение.

Но первоначально в торце планировалось изготовить немного другую тематическую композицию. Известно, что в 1984 году силами мастерских Ленинградского экспериментального скульптурно-производственного комбината был создан бюст В. И. Ленину, а также многочисленные барельефы и горельефы. Эти произведения отражали различные героические эпизоды революционной борьбы обуховцев и рабочих Невской заставы с самодержавием. Автором всей композиции был скульптор А. А. Федосов. Бюст Ленина был демонтирован в 1994 году.

 

Особенности проекта и станции

  • В период с 1981 по 1984 годы станция была конечной, поэтому на перегоне построен оборотный тоннель. Он повторно эксплуатировался в 2001 году (на период ремонта станции «Рыбацкое»).
  • На перегоне в сторону станции «Пролетарская» тоннель проходит через слои водонапорного песчаника, поэтому скорость проходки этого перегона была ниже, чем других. На этом перегоне в районе станции "Пролетарская" произошёл вывал породы.
  • На перегоне в сторону станции «Рыбацкое» использованы максимально допустимые уклоны. Это связано с тем, что пути с глубокого заложения выведены на поверхность. Кроме этого, особенностью строительства перегона являлось то, что дальняя от станции часть перегона строилась открытым способом.
  • На этой станции впервые под одним сводом со станцией были построены натяжная камера и тягово-понизительная подстанция.


Версия для печати