Дата открытия: 30 декабря 1985
Проектное название: «Улица Коллонтай»
Тип: односводчатая, глубокого заложения
Глубина заложения: м ~ 68
Архитекторы: Ю. В. Еечко, Р. Ш. Розенталь
Архитекторы вестибюлей: В. Г. Хильченко, К. Г. Леонтьева
Инженеры-конструкторы: Е. В. Голубев
Выход к улицам: улица Коллонтай, проспект Большевиков, проспект Пятилеток, Российский проспект
Работающие операторы сотовой связи: «МегаФон», «МТС», «Билайн», «Tele2»
Код станции: ПБ

«Проспе́кт Большевиков» - станция Петербургского метрополитена. Расположена на Правобережной линии, между станциями «Ладожская» и «Улица Дыбенко». Станция открыта 30 декабря 1985 года в составе участка «Площадь Александра Невского-2» - «Проспект Большевиков». Своё название получила благодаря близкому расположению к проспекту Большевиков. На стадии проекта станция носила имя «Улица Коллонтай».

С 2006 года администрация Метрополитена и Топонимическая комиссия Петербурга рассматривали предложение о переименовании станции «Проспект Большевиков» в станцию «Оккервиль». В июле 2007 года эта информация получила подтверждение, а также было заявлено о подготовке решения по такому переименованию. Эта кампания была продиктована желанием увязать названия станций метрополитена и названия исторических районов города. В итоге, пассажирам должно было стать легче ориентироваться в городской среде. В конце лета 2007 года топонимическая комиссия приняла решение рекомендовать правительству города это переименование, и если бы правительство города в лице губернатора приняло утвердительное решение по этому вопросу, то после ввода в эксплуатацию Фрунзенского радиуса, когда будет меняться вся система оповещения, были бы изменены и названия станций. В итоге предложение о переименовании было отвергнуто.

 


Вестибюли

Наземный павильон станции располагается в месте соединения проспекта Большевиков, проспекта Пятилеток, Российского проспекта и улицы Коллонтай. Выполнен по проекту архитекторов В. Г. Хильченко, К. Г. Леонтьевой, инженера Т. Б. Михальковой (институт «Ленметрогипротранс»).

Представляет собой компактное, круглое в плане двухэтажное здание. Внешне это типично парковый павильон, характеризующийся наличием застеклённой лоджии для прохода на первом этаже и кольцевой галереи — на втором. Венчает здание световой фонарь, поднятый над перекрытием, выполненным в виде складчатого железобетонного купола. Из-за этого, а также из-за ориентации эскалатора на станции весной в течение нескольких минут светит солнце. Отделка наружных стен сааремским доломитом светлого оттенка хорошо сочетается с витражными плоскостями, обрамлёнными анодированным алюминием.

Вход в павильон и заглублённый до отметки 3,3 метра просторный кассово-эскалаторный зал соединяют два марша лестниц. Кассовый зал облицован мрамором светло-коричневого тона и перекрыт ребристой конструкцией, создающей эффект парящего в воздухе купола. По его нижнему кольцу установлены светильники. Служебно-бытовые помещения для персонала располагаются в пределах общего объёма сооружения, занимая в основном второй его этаж.

 

Архитектура и оформление

«Проспект Большевиков» — односводчатая станция глубокого заложения (глубина ~ 68 м). Сооружена по проекту архитекторов Ю. В. Еечко, Р. Ш. Розенталя и инженера Е. В. Голубева (мастерская № 5 ЛенНИИпроекта).

Тема художественного оформления станции — «Партия — вдохновляющая и организующая сила нашего общества». Основная смысловая нагрузка отведена приёму освещения всего пространства. Большепролётный зал станции покрыт не единым зонтом, а набран из трёх. Данное конструктивное решение на станциях подобного типа применено впервые и больше нигде не встречается. Боковые своды как бы нависают в виде козырьков с двух сторон над путевыми зонами. Средний свод возвышается над боковыми и подсвечен мощными светильниками, размещёнными в сопряжениях зонтов, создавая ощущение воздушности.

Перронный зал оформлен светло-серым камнем. На путевых стенах красная гранитная полоса, пол выложен серыми и красными гранитными плитами. В торце подземного зала установлена стела с чеканкой «Серп и молот».

Наклонный ход (выход со станции), содержащий 4 эскалатора, расположен в южном торце станции. Один из них 10 января 2008 года был закрыт на плановый ремонт. Вновь его откроют 17 марта этого года. К эскалаторам ведёт широкая лестница, сделанная аналогично таким же на станциях «Чёрная речка» и «Пионерская».

 

Реконструкция

В декабре 2007 года стали известны планы о постройке нового пятиэтажного комплекса на базе вестибюля метро. Студия Intercollomnium предложила архитектурную концепцию с транзитными пешеходными зонами над проезжей частью, торговыми площадями, двухэтажной перехватывающей парковкой и двумя бизнес-центрами класса «B». Среди плюсов проекта отмечают наличие перехватывающей парковки, а также пешеходных переходов. Однако строительство комплекса потребует закрытия на длительное время вестибюля станции. После возможной перестройки существующий вестибюль, вероятно, не сохранится. Реализация намечена на 2009 год; закончиться стройка может уже в 2011 году.

 

Пожар

31 мая 2008 на станции произошёл пожар. Причиной задымления стало возгорание кабеля в кабельном тоннеле под одним из эскалаторов. Все пассажиры были эвакуированы на проезжающих поездах. Пострадавших в результате пожара не было. Остальные поезда следовали мимо станции без остановок. Станция из-за сильного задымления была закрыта для пассажиров. Станция была открыта только вечером для входа и выхода.



Версия для печати