Площадь Александра Невского - 1:
Дата открытия: 3 ноября 1967 Тип: станция закрытого типа Глубина заложения: м ~ 54 Архитекторы: Л. П. Лавров, Т. В. Шишкова, В. Г. Шишков Архитекторы: вестибюлей А. С. Гецкин, В. П. Шувалова Инженеры-конструкторы: О. В. Грейц Выход к улицам: площадь Александра Невского Переходы на станции: «Площадь Александра Невского-2» Работающие операторы сотовой связи: «МегаФон», «МТС», «БиЛайн», «Tele2» Код станции: АП «Пло́щадь Алекса́ндра Не́вского» - станция Петербургского метрополитена. Расположена на Невско-Василеостровской линии, между станциями «Маяковская» и «Елизаровская». К «Елизаровской» ведет самый длинный перегон Петербургского метрополитена. Станция открыта 3 ноября 1967 года в составе участка «Василеостровская» - «Площадь Александра Невского». Получила название из-за близости к одноимённой площади.
Вестибюль
Наземный вестибюль станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой. Встроен в здание гостиницы «Москва», расположенное в самом конце Невского проспекта, напротив входа в Александро-Невскую лавру. Круглый в плане, построен весьма своебразно: Сначала пассажиры попадают в закруглённый коридор, по бокам которого располагаются кассы, а затем уже внутри находится эскалаторный зал с куполообразным потолком. Внутри вестибюль отделан эстонским доломитом, черновским мрамором, керамической плиткой и деревом. Вестибюль был построен раньше гостиницы «Москва» и до её постройки стоял отдельно. Выглядел он, как приземистое здание с куполом и застеклёнными входами, аналогично типовым вестибюлям станций Московско-Петроградской линии.
В 2008 году из вестибюля был открыт переход в ТК «Москва». До его постройки на его месте были витражные окна, выходившие во двор гостиницы.
Архитектура и оформление
«Площадь Александра Невского» — станция закрытого типа («горизонтальный лифт») глубокого заложения (глубина ~ 54 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Л. П. Лаврова, Т. В. Шишковой, В. Г. Шишкова, инженера О. В. Грейц. Композиции подземного зала станции придано некоторое своеобразие за счёт наклона стен внутрь. Стены перронного зала, облицованные белым мрамором, ритмично прорезаны дверными проёмами, над которыми установлены световые панели.
В середине 90-х годов плафоны на светильниках были заменены, изначально, плафоны имели ребристый рельеф, затем были поставлены плоские стеклянные, а с 2005 года — металлические.
Наклонный ход (выход со станции), содержащий 3 эскалатора, расположен в северном торце станции.
-
Основная статья: Пять мужиков на четырёх конях
В торцевой стене подземного зала была установлена художественная композиция «Александр Невский» (скульпторы Э. Р. Озоль, И. Н. Костюхин, В. С. Новиков). В 1985 году при обустройстве перехода, панно из меди с изображением древнерусской княжеской дружины перенесено в переходный тоннель к станции «Площадь Александра Невского II».
Пересадки
Станция является пересадочным узлом к поездам Правобережной линии и соединена со станцией «Площадь Александра Невского II». Лестница перехода начинается в южном торце станции, пересадка представляет собой тоннельный переход с лестницей и малыми эскалаторами. На баллюстрадах эскалаторов установлены светильники. Переходный тоннель освещается «офисными светильниками». Судя по конструкции перехода, изначально освещение было закарнизным с потолочными светильниками в створе гермоворот.
Площадка перехода, на котором находится рельефное панно «Александр Невский» освещается оригинальными светильниками, такими же как на станции «Площадь Александра Невского-2».
Переход является самым длинным в петербургском метрополитене.
Площадь Александра Невского - 2:
Дата открытия: 30 декабря 1985 Тип: колонная, глубокого заложения Глубина заложения: м ~ 60 Архитекторы: Г. Н. Булдаков, В. Н. Щербин, А. П. Волкова Архитекторы вестибюлей: А. С. Гецкин, Н. В. Ромашкин-Тиманов Инженеры-конструкторы вестибюлей: В. Г. Самосудов Выход к улицам: Невский проспект, Чернорецкий переулок Переходы на станции: «Площадь Александра Невского 1» Работающие операторы сотовой связи: «МегаФон», «МТС», «Билайн», «Теле2» «Пло́щадь Алекса́ндра Не́вского-2» - станция Петербургского метрополитена. Расположена на Правобережной линии, между станциями «Лиговский проспект» и «Новочеркасская». Станция открыта 30 декабря 1985 года в составе участка «Площадь Александра Невского-2» - «Проспект Большевиков». Наименование получила из-за своего расположения вблизи одноимённой площади.
Вестибюли
Наземный павильон выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, Н. В. Ромашкина-Тиманова, инженера В. Г. Самосудова при участии К. Г. Леонтьева (институт Ленметрогипротранс), и располагается рядом с площадью Александра Невского, в Чернорецком переулке. Вестибюль встроен в пятиэтажный производственно-бытовой корпус Метрополитена и формирует собой полукруглый торец здания. Круглый в плане эскалаторный зал выявлен в экстерьере облицованными сааремским доломитом пилонами, а также большеразмерными витражами, благодаря которым зрительно расширяется пространство и открывается доступ дневному свету. Купольное перекрытие образованно пространственной радиально-складчатой железобетонной конструкцией, имеющей диаметр около 28 метров. В отделке интерьера вестибюля использован светлый мрамор, полы и цоколи выполнены из карельского гранита. Над вестибюлем, по высоте занимающим три этажа, размещается актовый зал производственно-бытового корпуса Метрополитена.
Наземный вестибюль станции украшает мозаичное панно «Ледовое побоище» выполненное по эскизу художника А. К. Быстрова.
Архитектура и оформление
«Площадь Александра Невского-2» — колонная станция глубокого заложения (глубина ~ 60 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Г. Н. Булдакова, В. Н. Щербина, А. П. Волковой (мастерская № 6 ЛенНИИпроекта). Тематика оформления станции — победоносная борьба русского народа за независимость Руси.
Интерьер станции формируют два ряда объединенных в аркады колонн имеющих скосы в нижней части. Облицованная белым мрамором галерея в какой-то степени напоминает стену древнерусского города-крепости. Установленная над аркадой череда решёток светильников, выполненых из анодированного алюминия, напоминает оконца бойниц. При этом шаг гофр свода и светильников не совпадают, создавая причудливый рисунок теней на потолке станции. Такие же светильники освещают боковые залы. Цоколь путевых стен облицован полированным гранитом. Сами стены облицованы декоративными панелями, набранными из штампованных алюминиевых элементов. Наложенные друг на друга лепестки золотистого цвета напоминают «чешую» ратных кольчуг. Их золотистая гамма хорошо сочетается с беломраморным карнизом.
В торце станции, в специальной нише, отделанной золотистой смальтой, планировалось установить бронзовую скульптуру Александра Невского. Автором предполагался заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР В. Э. Горевой, но к отркрытию станции скульптура не была выполнена. Позже за ваяние образа Александра Невского взялся лауреат Ленинской премии, народный художник СССР М. К. Аникушин. Но этим планам также не удалось сбыться и специально подготовленная для скульптуры ниша пустует.
Наклонный ход (выход со станции), содержащий 3 эскалатора, соединён с северным торцом станции, посредством короткого подземного перехода.
Пересадки
Станция является пересадочным узлом к поездам Невско-Василеостровской линии. В восточном торце станции начинается эскалаторная галерея, ведущая в переходный тоннель к станции «Площадь Александра Невского-1».
Версия для печати
|