Дата открытия: 1 июня 1958
Проектное название: «Кирочная»
Тип: пилонная, с укороченным центральным залом
Глубина заложения: м ~ 70
Архитекторы: А. В. Жук, С. Г. Майофис
Архитекторы вестибюлей: А. С. Гецкин, В. П. Шувалова
Выход к улицам: проспект Чернышевского
Работающие операторы сотовой связи: «МегаФон», «МТС», «БиЛайн», «Tele2»
Код станции: ЧН

«Черныше́вская» - станция Петербургского метрополитена. Расположена на Кировско-Выборгской линии, между станциями «Площадь Восстания» и «Площадь Ленина».

Станция открыта 1 июня 1958 года в составе второй очереди метрополитена «Площадь Восстания» - «Площадь Ленина». Название связано с близостью проспекта Чернышевского. В проекте станция носила название «Кирочная». Темой конкурса проектов оформления станции стала деятельность русских революционных демократов. Конкурс проектов совпал с появлением в печати постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» от 4 ноября 1955 года, это привело к разительному отличию между оформлением станций первой и второй очередей Ленинградского метрополитена.

 

Вестибюль

Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой в виде высокого пятигранника с большим витражом на главном фасаде.

Он расположен на проспекте Чернышевского между Фурштатской и Кирочной улицами. На месте вестибюля существовала Николаевская гвардейская богадельня, построенная по проекту архитектора Н. А. Архангельского и церковь Святых Космы и Дамиана лейб-гвардии Сапёрного батальона.

Вестибюль украшен рельефом с портретом Н. Г. Чернышевского.

Наклонный ход (выход со станции), содержащий 3 эскалатора, расположен в северном торце станции. На «Чернышевской», как и на «Площади Ленина» установлены одинаковые, по состоянию на время установки самые высокие в мире эскалаторы (высота подъема 65,8 метров, длина наклонной части 131,6 метров, 755 ступеней, каждый поручень — петля длиной 290 метров).

 

Архитектура и оформление

«Чернышевская» — пилонная станция с укороченным центральным нефом (залом) глубокого заложения (глубина ~ 70 м). Первоначально планировался проект станции закрытого типа. Является одной из самых глубоких в Петербургском метрополитене и в мире.

Центральный зал станции расположен в северном конце платформ (ближе к станции метро «Площадь Ленина»).

Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. В. Жука и С. Г. Майофиса.

Станция строилась в период борьбы с архитектурными излишествами и поэтому является интересным памятником перехода от сталинского ампира к экономной и безликой хрущевской архитектуре.

Так, например, в отделке можно одновременно встретить такие малосовместимые материалы как мрамор и кафельная плитка. На всей подземной станции использовано закарнизное освещение, это была первая станция, на которой проектировщики полностью отказались от люстр и светильников. Главным украшением станции являются серебристые вентиляционные решетки на пилонах и серый мрамор. После замены пола в центральном зале уложены черные и белые плитки в шахматном порядке. На станционных платформах это выглядит как белая расчёска, повернутая зубчиками к стене.

 

Перронный зал

На путевых стенах перронного зала плитка двух цветов: снизу — чёрного, сверху — белого, также использованы карнизы из того же серого мрамора. На стенах установлены декоративные решётки оригинального рисунка.

В 2003—2004 годах кафельная плитка была полностью заменена новым слоем, дав станции более аккуратный вид.

 

Особенности проекта и станции

  • Перегон к станции «Площадь Ленина» явился первым, пройденным под Невой. Ни один прибор не может дать стопроцентную гарантию, что на этом участке дна реки нет впадины. По этой причине в целях безопасности все подводные пути питерского метро проходятся кессонным способом.
  • Первая станция Петербургского метрополитена, решётки на путевых стенах которой были выполнены нестандартными.


Версия для печати